Мастер. Сегодня исполняется 101 год со дня рождения Вилли Диксона!
*
Вилли Диксон (англ. Willie Dixon; 1 июля 1915, Виксберг, штат Миссисипи — 29 января 1992, Бербанк, штат Калифорния) — американский блюзмен, басист, композитор, продюсер, один из основателей чикагской школы блюза. Его песни часто исполняли многие известные рок-музыканты, нередко без упоминания автора. В своих ритм-энд-блюзах Диксон новаторски смешивал классическую блюзовую традицию с современным городским сленгом, используя запоминающийся припев и заводные ритмы.
Уилли Диксон - коренная фигура чикагского блюза. Если Мадди Уотерс - король, то Уилли Диксон - “серый кардинал”. Так уж получилось в ходе исторического процесса формирования чикагского блюза, что выпало Диксону держаться в тени, за кулисами, незаметно для публики, выполняя важнейшую работу. Это именно Диксон написал большинство золотых стандартов для блюзовой песенной сокровищницы (см.приложение), включая главный блюзовый гимн - Hoochie Coochie Man. Ему обязаны лучшими записями (за сами песни, за аранжировки и подбор студийных музыкантов,) Bo Diddley, Sonny Boy Williamson II, Little Walter, Otis Rush, Koko Taylor и, конечно же, две головы чикагского державного блюзового орла (прошу всех встать): Muddy Waters и Howlin’ Wolf (прошу садится). По сию пору, спустя 30-40 лет от сочинения, диксоновские блюзы - наиболее часто исполняются и записываются в блюзовом мире. Влияние Диксона распространилось и за пределы блюзового мира. Back Door Man вопил от души Jim Morrison (Doors); Little Red Rooster и I Just Want To Make Love To You уже 35 лет как в репертуаре Rolling Stones; co Spoonfull началась история Cream; I Can’t Quit You Baby и You Shook Me послужили фундаментом heavy-блюза Led Zeppelin (Причем Page-The-Wallet, скупой, позабыл указать Диксона автором Whole Lotta Lovin’, за что потом отдувался в суде: Whole Lotta Love = You Need Love - переработка текста.)... Короче, любой достойный музыкант учился року по блюзам Уилли Диксона.
При личной встрече никто бы не назвал Диксона серой незаметной персоной: огромная улыбка, огромная лысина - здоровяк весом более центнера и ростом под два метра (Смотришь на его фотографию 1960г., сделанную во время гастролей по Израилю, где он верхом на верблюде, - и полное впечатление, что они катают друг дружку поочереди.). Нормальная гитара в его руках казалась бы игрушечной юкелеле. Диксон вынужден был взять в руки контрабас, просто чтобы не выглядеть смешным на сцене. Вот это был как раз его размерчик! Диксон руками прощупал фундамент блюза.
Блюзовой сутью он и так пропитан был с рождения...
Он с Юга, город Уиксбург, штат Миссиссиппи.
“Мой старик все время в поле пел блюзы. Он так много говорил о блюзах и различиях в музыке и всем таком, что увлек меня ими с самого раннего детства,” - писал Диксон в своей автобиографии под скромным названием I am the Blues (Аз есмь Блюз).
Рос в нищете. Отец был какой-то полубандит, нигде не появлявшийся без двух наганов за поясом (Один - это для пацанов; не серьезно!). “Стоило нам в школе начать гулять с какой-нибудь girl, отец подходил к нам и говорил: ”Чего тебе от нее надо?.. Нельзя. Она тебе наполовину сестра,” - вспоминал брат Уилли Диксона. Отец появлялся в его жизни лишь время от времени, с матерью же жил-поживал другой мужчина, которого Диксон в мемуарах называет “мой старик”. Мать произносила нараспев рифмованные речи (рэп да и только!): религиозные проповеди или поучения, как надо хорошо себя вести. Диксон перенял это умение рифмовать на любую тему.
Через голод и унижения Уилли Диксон вырос не рабом, а гордецом. Освоив гражданские права афро-американцев на практике, он понял, что что, если не поплывет по бесправному течению, то единственное право, которое он может получить: ни на кого не полагаться и не от кого не зависеть - полная самостоятельность во всем. В 20 лет это был закаленный боец. Что подтверждают напрямую “Золотые перчатки” Чикаго 1937г. - главный приз за победу в полутяжелом весе среди боксеров-любителей. Как пианист Champion Jack Dupree и (по слухам) Blind Lemon Jefferson, Диксон - музыкант с профессиональным боксерским прошлым.
Добравшись до родственников в Чикаго, Диксон первым делом нашел для души и мелкого приработка такой ансамбль госпелл, а потом уж пошел на ринг (прикидывая свои возможности в профессиональном боксе, Диксон одно время даже был в спаринг-партнером великого Джо Луиса).
Но музыка победила - перчатки проиграли.
Пианист и певец Leonard “Babu Doo” Caston, коллега по религиозному вокальному ансамблю, убедил Диксона стать музыкантом, а не боксером, сладил ему контрабас и научил играть. Вдвоем они возглавили эстрадный коллективчик “The Five Breezes”.
Настоящая слава приходит к Диксону в 1954г. Чередой из под его пера выходит ряд этапных для блюза мелодий, которые становятся популярными в записи Мадди Уотерса (Hoochie Coochie Man), Хаулин Вулфа (Evil), Литл Уолтера (Mellow Dawn Easy). В студиях Чесс Уилли Диксон становится тем самым человеком, который ответственен за все! Он был продюссором на записи, аранжировщиком, искателем новых талантов. И он сочинял гениальные блюзы. В его авторском каталоге - более 500 песен.
Когда Чесс отказались принять Отиса Раша, которого Диксон считал будущей звездой, Диксон ушел на другой чикагский лейбл - Cobra (сотворчествуя с Otis Rush, Magic Sam и Buddy Guy с 1957 по 1959гг). Однако не мог без Chess, которым отдал большую и наиболее значительную часть своей музыкальной карьеры, вместе с фирмой поднявшись к звездной славы, а затем пережив ее долгое и нудное угасание,- и вернулся.
В 60-х Диксон собирал для гастролей по Европе блюз-ревю под названием American Folk Blues Festival, в котором выступали все звезды блюза: T-Bone Walker, John Lee Hooker, Memphis Slim и многие-многие другие...
Тогда же он организовал большой блюз-бэнд The Chicago Blues All Stars, который, меняясь в составе, существует по сей день. (В первом составе играли Johnny Shines, вок.,гит.; Sunnyland Slim, ф-но; Walter “Shakey” Horton, гарм.; Clifton James - бар.)
В 1980г. имя Диксона внесено в зал славы Blues Foundation.
В 1982г. Диксон открыл собственную блюз-благотворительную компанию Blues Heaven Foundation - на доходы от своих авторских гонораров. Фонд существует и поныне, выполняя намеченную Диксоном программу: выплачивает пособие престарелым блюзмэнам, организует по школам блюзовые уроки (blues-in-schools) и платит степендии подающим надежды блюзовым талантам.
В 1989м Диксон записывает свой последний альбом «Hidden Charms», отмеченный Grammy, и прекращает гастрольную деятельность, лишь изредка давая клубные концерты в Чикаго.
Уилли Диксон умер в 1992 году от сердечной недостаточности. Ушел один из последних титанов чикагского блюза.
***
Исполнитель: Willie Dixon
Альбом: «Hidden Charms»
Жанр: Blues
Год выхода: 1988
Страна: USA
***
«Hidden Charms» - был бы лебединной песнью, как последняя работа мастера. Но это не эллегия. Это вечно молодой блюз вечно молодого (в тот год ему было 74) блюзмэна. С ним в студии два чикагских ветерана: пианист Lafayette Leake и барабанщик Earl Palmer. На гармонике играет тогда еще малоизвестный Sugar Blue, ныне признанный виртуоз. Звучат как ставшие к тому времени уже золотыми блюзы Диксона эпохи Chess, так и новосочиненные. Здесь есть и легкая шаловливость, и неуклонная уверенность блюза. Блестящая работа. И редкий пример, когда премия Grammy вручена справедливо. Альбом долго не мог найти издателя. Счастье, что Диксон вообще успел увидеть его опубликованным.
***
Willie Dixon - vocals
Lafayette Leake - piano
Red Callender - bass
Earl Palmer - drums
Cash McCall - electric guitar, national steel and harmony vocals
T Bone Burnett - dobro
Sugar Blue - harmonica